Сын (9 лет, учится во втором классе)
дотянул до вечера, уроки не сделал, получил в свой адрес от родных порцию
упрёков по этому поводу. Я его не критиковал, занимался своими делами. Он
пришел на кухню, где я ужинал, какое - то время сидели молча. Вижу, что он уже
хочет спать, но ситуация его гложет. Он рассуждает вслух : «Да, зря я к бабушке
сегодня после художественной школы пошёл, нужно было сразу домой ехать и уроки
делать». Я (сознательно переключившись с Родителя на Взрослого) : «Ничего, все
ошибаются, я каждый день ошибаюсь много раз. Главное – что ты сам почувствовал
на себе последствия этой ошибки, в следующий раз уже сам будешь знать что
делать». Сын (помолчал немного) : «Папа, мне так нравится когда ты так говоришь
! Сделаю уроки утром, разбуди меня в 5 : 30, пожалуйста!». Когда я услышал это
«нравится», то на душе стало тепло.
Я задумался : сколько же раз в течение дня
9 – ти летнему человеку взрослые делают замечания, ругают, стыдят, совестят,
заставляют «замолчать и успокоиться»? И никто, ни разу за весь день не
говорит о том, как полезно ошибаться, что ошибка – это не преступление, а
бесценный опыт, что нужно делать то, что нравится и интересно, самому принимать
решения и отвечать за них самому.
К чему я веду ? В течение последнего года
сознательно работаю со своей невротической тягой к совершенству. «Всегда, везде
во всём быть успешным. Каждое дело выполнять на 100% ». Отзвуки этой
разрушительной и невыполнимой программы чувствую до сих пор (к радости своей
всё реже). Результат работы этого внутреннего вампира известен - недовольство
собой, разбитость, низкая работоспособность, головные боли, плохое настроение,
вымещение тревоги на окружающих. Откуда это во мне ? Да всё оттуда же – из
облака критики и недовольства, в котором я, как и каждый ребенок провел
значительную часть своих детских лет.
А ведь, казалось бы, так просто - дай
человеку - своему ребенку право быть самим собой. Ошибаться, забывать, терять,
плакать, обманывать, рвать и пачкать одежду, ломать игрушки… . Прими уже факт,
что он не Маленький человек, а Человек, Товарищ твой, Ученик. Не вмешивайся в
его жизнь, а будь рядом, пока он еще не окреп физически. Рано или поздно,
чувствуя, что своих сил не хватает, он сам попросит о помощи – помоги без
нотаций. Он всё равно будет ошибаться и падать, вопрос в том, какую реакцию
встретят его ошибки и падения у двух главных для него людей. И если он не будет
принят «как есть» здесь и сейчас, то возможно найдет место (уже не дома), где
его примут другие «учителя жизни». И будут использовать в своих целях.
P.S. А сын проснулся утром в 6 : 30 и сделал уроки. Сам, я ничего не предлагал.
С уважением, Алексей Чащихин.
|