• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Октябрь » 12

«Актёрское мастерство и мышечная свобода». Часть 2.

Известно, что на ответственных соревнованиях спортсмены часто не достигают тех рекордных результатов, которые зафиксированы в нормальных условиях их тренировки. Им мешает излишнее волнение, возникающее от сознания ответственности, от торжественной и нервной обстановки. В этих необычных условиях у спортсмена повышается кровяное давление, учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и возникают непроизвольные мышечные напряжения, препятствующие выполнению заранее отработанных физических действий: бега, прыжков, бросков, гребли и т.п. Появляется и психическое торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки, остроту восприятия. Дополнительная затрата физических и душевных сил приводит к быстрой утомляемости.

То же самое относится к актёрам, да и не только к актерам, а вообще к любым людям, оказавшимся в центре внимания. При публичном выступлении, например, появляется так называемый «театральный зажим», при котором наступает потеря внутреннего равновесия. Когда человек попадает на сцену, в центр внимания зрителей, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидность потери самообладания, внутреннего равновесия) принимает самые разнообразные формы. Она может проявиться и в развязности, и в вялости, в полном отсутствии инициативы. Смущение и несвободу люди могут прикрывать множеством движений и ненужных действий. От зажатости диафрагмы и горла может пропасть голос, вместо громкого звука слышится хриплый шепот, глаза могут видеть происходящее как в тумане, слух не улавливает смысла произносимого текста. Наконец, от волнения человек может потерять способность мыслить и действовать.

Откуда же берутся мышечные зажимы с точки зрения психологии?

При рождении организм пребывает в наиболее оживленном, «текучем» состоянии, в то время как смерть несет тотальную ригидность, наступает трупное окоченение. Для человека нет возможности полностью избежать приходящей с возрастом ригидности, зато можно избежать ригидности, появившейся из-за хронического мышечного напряжения. С точки зрения психологии, данное напряжение вызванного неразрешенными эмоциональными конфликтами. Каждый стресс продуцирует напряженность тела. Обычно, когда стресс пережит, она исчезает. Но хроническое напряжение сохраняется и после того, как провоцирующий стресс выразился в неосознаваемом положении тела или состоянии мускулатуры. Такие хронические мышечные напряжения нарушают эмоциональное здоровье, снижая энергетику человека, ограничивая его подвижность (естественную спонтанную подвижность мускулатуры). При этом важно помнить, что каждый сокращенный мускул блокирует определенное движение.

В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека сим­волически отражает его психику. После «оживления» замороженных в теле эмоций освобождаются большие запасы энергии, затрачиваемые до этого на сдерживание телесных импуль­сов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. В результате мышечного освобождения появляется грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Любой человек в идеале, а не только актер, должен уметь управлять своим телом: мгновенно расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы.

Способ избавления от напряжения мышц и пути к воспитанию мышечной свободы по К.С. Станиславскому заключается в создании «мышечного контролера» - способности быстро находить, в какой группе мышц создалось излишнее напряжение, и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько нужно. «Роль контролера трудная: он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до автоматизма. Мало того – его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема» (К.С. Станиславский). Но создание «контролера» (способности механически находить и убирать излишнее напряжение) возможно только при длительной и кропотливой работе.

Иногда принимают расслабленность за свободу мышц. Это различие необходимо разъяснить, так как расслабленность, будучи таким же препятствием, как и излишнее напряжение, лишает всякой инициативы и способности действовать. Свобода мышц эта та степень мускульного напряжения, которая необходима для данного действия. На сцене актёр никогда не должен доводить тело до полного мышечного расслабления (т.е. до состояния расслабленности), а лишь освобождаться от излишков напряжения, сохраняя его настолько, насколько это необходимо для совершения данного действия. (Исключением могут быть случаи изображения сна, обмороков, смерти, когда актёр должен полностью ослабить мышцы).

Чтобы устранить мышечные зажимы, можно вначале довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы и, наконец, вернуться к нормальному физическому состоянию. Для развития каждой части тела и снятия излишних напряжений выработаны специальные упражнения.

Очень важно подмечать малейшие мышечные зажимы, которые возникают по ходу выполнения любого упражнения, у кого-то напряжение в мимике, у кого-то в походке, а у кого-то зажаты пальцы рук, приподняты плечи, напряжено дыхание  и т.п.

Упражнения на напряжения и расслабления мышц нужно продолжать до тех пор, пока человек не научится моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Кроме актёрских упражнений, для освобождения от мышечных напряжений очень полезны упражнения из хатхи-йоги, гимнастика тай-дзи цюань и система айки­до.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]