• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2014 » Ноябрь » 18

Из конспекта по психологии (Галина Шилова)

Вчера была на лекции по социальной психологии, на которой рассматривали в т.ч. и типологии общения.

Особо примечательной показалась типология по ЦЕЛИ общения. Захотелось с вами поделиться.

Итак, в типологии по цели  рассматриваются 3 вида общения: 

  1. Директивное. Цель этого общения – поставить под контроль поведение другого. При этом инициаторы общения прямо говорят о своих требованиях. В управленческих процессах без директивного общения не обойтись (это точно – Г.Ш.).

Примеры такого общения: начальник - подчиненный, учитель – ученик, родитель – ребенок и т.д.

 

Можно очень глубоко уйти в такой тип общения. Яркий представитель такого типа – авторитарный человек. Он до того привыкает к директивному общению на работе, что и дома начинает раздавать указания.

Но это - не манипуляции!

 

  1. Манипулятивное. Цель та же, что и у директивного – контролировать другого. Но! при этом эта истинная цель скрывается и активно маскируется. Это «закрытый» вариант общения, т.к. манипулятор надевает на себя определенную маску при общении. Как правило, у него нет доверия к людям (или был негативный опыт, или причина уходит в детство). Ему трудно выстраивать близкие отношения с людьми. И это ресурсозатратно: манипулятор вынужден более активно расходовать психологические ресурсы: надо отслеживать поведение другого.

 

 

Говоря о манипуляциях со знаком плюс или минус, надо исходить из результата общения, а не из замысла Манипулятора.

При обучении манипулятивным общение может быть, если цель оглашается после (в конце) его проведения.

 

  1. Диалогическое. Это общение двух равных партнеров. Другой человек интересен не как цель, а как личность, сам по себе. От умения вести диалогическое общение зависит круг близких людей: чем выше умение — тем больше круг. Не очень часто, кстати, люди умеют практиковать этот вид общения.

Для умения вести диалогическое общение необходимы следующие предпосылки

 

  • Надо уметь доверять другому человеку, его намерениям (недоверие к людям – это твоя проблема, а не его);

  • Надо уметь раскрывать свою личность, свои хорошие качества; уметь делать Я-высказывания;

  • Надо уметь демонстрировать свои истинные эмоциональные состояния (не быть зажатым эмоционально). При этом риском будет аффективное состояние, когда мы утрачиваем контроль над эмоциями.

  • Надо уметь признавать право другого на собственное мнение, собственное решение (иначе получится не диалог, а монолог).

 

И это - не манипуляции!

 

Желаю вам как можно больше диалогического общения в жизни, и как можно меньше – манипулятивного. Ну, а директивное общение оставим для работы и учебы.

 

                                                                                                                                    Запись  лекции вела Галина Шилова

                                                                                                                                                                       группа "Манипуляции в коммуникациях"

                                                                                                                                                                                     группа "Созависимость"

                                                 

3 tatika   [Материал]
Галя, спасибо за статью.  Информативно для меня. Лариса, я бывает, общаясь с другими,  испытываю растерянность и непонимание по другим причинам. Одна из причин - непонимание,  и от этого растерянность  из-за того, что мы разговариваем  на "разных" языках. Как пример, недавно разговаривала с чиновником, у которого строительное образование. Я ему "языком юриста", используя юридические термины, рассказывала о механизме принятия законов. Он меня "не слышал". У нас обоих возникло непонимание, но было желание конструктивно общаться дальше. Цель была общая  -  решить поставленную задачу.  Я рассказала ему о том же процессе  принятия  законов на "его строительном"  языке  на примере строительства зданий. Он понял, остались довольны и он, и я. Он -от того, что все понял, я - от того, то сумела объяснить.

4 Larisa   [Материал]
Тань, я думаю ключевая фраза "У нас обоих возникло непонимание, но было желание конструктивно общаться дальше".

5 tatika   [Материал]
Да, Лариса, это важно - желание конструктивно общаться дальше, причем и с моей стороны,и со стороны партнера. И я хотела  акцентировать внимание на то, что не всегда, когда человек чувствует растерянность, неопределенность и непонимание при общении, это означает, что он попался на крючок манипулятора. Манипулятор осознанно или неосознанно скрытно хочет управлять адресатом. В моем примере, манипуляции не было, а чувство растерянности было.

6 Larisa   [Материал]
Тань, спасибо, что ты с большим вниманием отнеслась к моему комментарию.
Скажи, если я изменю
"Если общаясь с человеком, вы чувствуете растерянность, неопределенность, непонимание того, что происходит - вы попались на крючок манипулятора" на
"Если общаясь с человеком, вы чувствуете растерянность+неопределенность+непонимание того, что происходит - вы попались на крючок манипулятора, что то поменяется в твоих ощущениях?

7 tatika   [Материал]
Лариса,  я не поняла вопроса. Чем отличается первая фраза от второй? В чем суть изменений?

2 Galina_Shilova   [Материал]
Лариса, спасибо, просто ОГРОМНОЕ тебе спасибо!!!

1 Larisa   [Материал]
Галя, очень полезная статья. Простая, понятная классификация общения. Счастье, когда есть люди, с которыми просто и легко общаться. ПРОСТО, ЛЕГКО. Как часто мы это не ценим. Не задумываемся, не понимаем, что за этим стоит ЛИЧНОСТЬ. Человек, который уважает себя, доверяет собеседнику, уважает его точку зрения и его решения.  

Если общаясь с человеком, вы чувствуете растерянность, неопределенность, непонимание того, что происходит - вы попались на крючок манипулятора. Манипулятор торжествует, видя ваше состояние. Сейчас он владеет ситуацией. Однако, зная природу манипулятора, его можно только пожалеть и посочувствовать. Манипулятор больше всех нуждается в любви и одобрении.

Галя, хорошо, что вы с Сергеем стали вести такую группу, как  "Манипуляции в коммуникациях". Очень полезная на мой взгляд группа. Жизненная такая. К сожалению манипуляции в общении встречаются часто. Видеть и противостоять им очень ценный навык. И очень важно, на мой взгляд, что такую группу должны вести люди способные общаться ПРОСТО и ЛЕГКО. Дорогие мои Галя и Сергей, какое счастье, что вы у меня есть!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]