• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2011 » Январь » 9

Юридический ликбез - часть 2 *

 В физической природе законы даны нам свыше, мы можем только более или менее адекватно их познавать. 
В жизни общества люди обладают какой-то свободой волеизъявления и могут принимать законы сами.
Для того, чтобы закон стал нормой поведения для всех, он должен пройти определённую процедуру.

Нормативные правовые акты (не только законы) составляют законодательство страны и обладают следующими признаками:
- действуют в отношении неопределённого круга лиц;
- действуют неоднократно;
- опубликованы для всеобщего сведения.

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты действуют в отношении одного лица и могут быть как однократного (разрешение на строительство, судебное решение), так и многократного (лицензия, водительские права, гражданско-правовой договор) действия.

Нормативные и индивидуальные правовые акты являются источником права, т.е. устанавливают права и обязанности субъектов права — правоспособных лиц.
Нельзя сказать, какие правовые акты более обязательны к исполнению — нормативные или индивидуальные, они одинаково обязательны к исполнению. Только если соблюдена установленная процедура принятия правовых актов, и если они не противоречат правовым актам, имеющим большую силу.

Нормы права бывают прямого и непрямого действия. Если действие прямое, в правовом акте прямо сказано, как должно быть. Если действие непрямое, то в нём идёт ссылка на друой правовой акт (например, требования по защите ПДн устанавливают государственные органы, которые регулируют защиту информации — и в ФЗ-152 идёт отсылка на те документы, которые выпустят эти органы, и есть Постановления Правительства № 781, №687, есть Приказ ФСТЭК № 58 и т.д.).

В разных странах система законодательства построена по-разному. В западных странах принято т.н. прецедентное право, т.е. судебное решение по конкретному делу является источником права для аналогичных дел. У нас принято кодифицированное право, т.е. источником права являются нормативные правовые акты, а прецеденты судебных решений имеют маленькое значение (как пишут в книге, только при арбитражном оспаривании нормативных правовых актов).

Система правовых актов иерархична — нормативно-правовые акты более низкого уровня не должны противоречить нормативным правовым актам более высокого уровня. Индивидуальные правовые акты вообще не должны противоречить нормативным правовым актам, если иное не оговорено специальным нормативным правовым актом.

Иерархия российского законодательства:
1. Конституция РФ.
2. Федеральные конституционные законы, принимаемые в случаях, предусмотренных Конституцией.
3. Кодексы.
4. Федеральные законы.
5. Постановления Правительства.
6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Субъекты РФ могут принимать свои нормативно-правовые акты, но они не должны противоречить федеральным и могут быть только по вопросам, отнесённым Конституцией в совместное или индивидуальное ведение субъектов РФ.

Если нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту более высокого уровня, он может быть признан недействительным судом или арбитражным судом. Надо полагать, что арбитражный суд будет рассматривать вопрос именно о том, что нормативно-правовой акт недействительный, а суд будет рассматривать какое-то дело, по ходу которого выяснит, что нормативный правовой акт недействительный.

Тогда вопрос — надо ли исполнять нормативный правовой акт, если он противоречит НПА более высокго уровня?
Неочевидно. До того, как он отменён, исполнять надо, вроде бы.


Конституция РФ гарантирует равенство всех перед законом. Но это не отменяет того, что некоторые в обществе главнее других. Хотя начальник и подчинённый могут продолжить выяснять отношения в суде, где будут оба равны перед законом.
Юристы называют отношения между начальником и подчинённым властеотношениями.
Ещё со времён императора Юстиниана пошло разделение права на публичное (jus publicum) и гражданское (jus civile). Публичные правоотношения часто называют "административными".

Публичные правоотношения вытекают не из договора сторон, а из требований закона, нормативного акта или индивидуального правового акта, изданного в соответствии с нормами законодательства. Пример — ОСАГО, хочешь-не хочешь, страхуйся.
Источником публичного права являются в т.ч. лицензии, т.к. лицензия не есть договор, а есть разрешение выдаваемое контролирующим органом (лицензиаром).
Нормы гражданского права не применимы к публичному, о чём прямо сказано в ГК РФ (опять же, есть исключения, установленные законодательством).

В любом правовом акте надо разделять область действия гражданского и публичного права.

Гражданские правоотношения регулируются ГК РФ, но возникают только при заключении договора. Т.е. договор должен соответствовать нормам ГК РФ, но вот заключать его или нет — дело твоё. Публичные правоотношения возникают и без соглашения сторон. (Поэтому зря некоторые выделываются, что ничего государству не должны, чего это оно им командует, что делать, а с ними не договаривалось — путают гражданское и публичное право.)

В отношении публичного права действует принцип "субъективной позитивности": т.е. разрешено всё то, что явно не запрещено.

В Конституции РФ, в частности, сказано, что ограничения прав и свобод граждан возможные федеральным законом только в той степени, "в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Выводы из этого:
1. Федеральные органы исполнительной власти не могут запрещать и разрешать что-то на своё усмотрение, только в случаях и по правилам, предусмотренных законом.
2. Все правоотношения, не запрещённые законом явно, остаются на усмотрение субъектов права — делай, как хочешь. В частности, это касается права на эксплуатацию имущества.
 
Продолжение следует...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]