• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2013 » Май » 23

О гордыне и ненависти к себе (Ирина Кранк)

Все конспекты Галины Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост"  - здесь...
= = =

Гордыня - обратная сторона ненависти к себе (Ирина Кранк)

   "Выдержки из моей лекции по материалам работы Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию».  Эпиграфом к этой лекции я выбрала стихи участника нашей группы КРОСС Александра Скорикова, созданные им после посещения занятий:

Гордыня.
Гордыня – это царство мертвых!
Незыблемых устоев склад.
И эталон души аккордов,
Надежд свершений, боль утрат!
Гордыня – ты могила духа!
Оковы дерзостных идей.
К мольбам души слепа и глуха.
Ведь у тебя другая цель!
Гордыня – людям на погибель!
Ты в мире – ада филиал!
Пусть будет проклята обитель.
Где я тебя в себя вобрал.
А. Скориков.

Невротическое развитие личности начинается с создания Идеального образа себя в своем воображении. Затем человек пытается сделать себя таким Идеальным, каким считает ему Надо быть, а затем ему начинает казаться, что он уже и есть такой Идеальный. И он начинает гордиться теми качествами Идеальной личности, которых у него на самом деле нет. Это феномен так называемой невротической Гордости. Такое развитие, на самом деле, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Оно осложняется ещё одним процессом, который запускается в ход той же идеализацией. Это процесс ненависти к себе. На первый взгляд, ненависть к себе кажется противоположным феноменом, чем невротическая гордость. На самом же деле, ненависть к себе – это обратная сторона той медали,на которой мы видим гордость. 

   Поясним вкратце. Когда человек создает Идеальный образ Себя, и смещает центр тяжести своей личностина Идеальное представление о себе, он неизбежно перестает видеть, кто он в реальности. Он не видит себя настоящего,своего тела, своего сознания. Есть Идеальное Я, призрак, за которым человек гонится. Он начинает мерить себя настоящего с высоты Идеального образа. Он смотрит на себя с высоты богоподобной личности, и что же он видит? Совершенно невзрачного человека,живущего недостойной жизнью, к которому невозможно испытывать других чувств, кроме презрения и ненависти. Хуже того, тот человек, которым он является,начинает ему мешать, причем значительно мешать в погоне за славой и успехом. Поэтому он обречен ненавидеть его, то есть – себя! Гордость своими идеальными качествами, и одновременно ненависть к себе за несоответствие этим качествам представляют одно целое. То, что Карен Хорни назовет одним общим словом – Гордыня. 

   Как бы неистово наш Пигмалион не пытался переделать себя в блестящее, великолепное существо, его попытки обречены на провал. Он не может полностью «закрыть глаза» на того человека,которым он является на самом деле. Досадные расхождения с Идеалом Себя все время лезут ему в глаза. И факт остается фактом — ему приходится жить с самим собой: ест ли он, спит, моется, работает или занимается любовью, он сам всегда тут. Иногда он думает, что ему просто мешают другие люди, и если бы он развелся с женой (мужем), поменял работу, сменил квартиру, отправился в путешествие, то все бы могло поменяться. Но от себя все равно не уйдешь. Даже если ему удается заставить себя функционировать, как хорошо смазанная машина, то у него все равно остаются чисто человеческие ограничения. Он не может все успеть, потому что есть ограничения во времени. Он не может со всем справиться, потому что есть ограничения человеческих сил. Он не может все вытерпеть, потому что обыкновенный человек не может вытерпеть все. 

   Легче понять ситуацию,если мы представим, будто перед нами два человека. Вот уникальное, идеальное существо. И вот он – чужой, посторонний человек, который всегда рядом, всюду лезет, мешает, все путает. Это конфликт между «ним» и «чужим». Как бы далеко человек не пытался убежать от себя«чужого», он все равно будет постоянно с ним сталкиваться. Как идеальное существо, он может быть успешным, или возносить себя в фантазиях к сказочным достижениям, но при этом он все равно будет чувствовать себя неполноценным и незащищенным. Постоянное чувство, которое грызет его изнутри – это то, что он обманщик, подделка, уродец. Это то чувство, которое он не может объяснить.Глубинные знания о себе проявляются в сновидениях, в которых человек ближе всего к своей реальности. 

   Наяву эта реальность вторгается очень болезненно. В воображении человек – богоподобен, а в реальности неловкий. Он хочет произвести неизгладимое впечатление на других, но у него трясутся руки, он заикается или краснеет. Он думает, что он - герой-любовник, а в реальности может оказаться импотентом. В воображении он разговаривает с шефом, как мужчина, а в реальности выдавливает из себя только глупую улыбку. Он не может выиграть в споре. Изумительное замечание приходит к нему лишь на следующий день. Ему хочется быть гибким и изящным, но это никак не полу­чается, потому что он переедает, и не в силах удержать себя от этого. Тот, каким он является, становится досадной помехой, чужим человеком, который его оскорбляет. А потому Идеальное Я оборачивается к этому чужаку с ненавистью и презрением. Реальный он сам становится жертвой возгордившегося Идеального Я. 
Ненависть к себе приводит к расколу личности. Она означает, что идет война. И человек действительно воюет с самим собой.
Немецкий поэт Христиан Моргенштерн оченьточно изобразил природу ненависти к себе в стихотворении «Растет моя горечь»:

«Я стану жертвой самого себя —
Во мне живет другой, тот, кем я мог бы быть
И он меня пожрет, в конце концов.
Он, словно конь, что вскачь летя,
Волочит по земле беднягу, к нему привязанного,
Словно колесо, в котором я верчусь, не взвидя света.
Он фурии подобен, что вцепилась
В окаменевшую от страха жертву. Он — вампир,
Мне сердца кровь сосущий каждой ночью».

   (Вот он, тот самый вампир, который мучает нас в сновидениях и сосет нашу кровь. Наше Идеальное Я. Вот тот, кто вдохновляет творцов на создание картин ужаса и безысходности. Сколько произведений на эту тему в классической литературе, живописи, музыке, кино, в творчестве великих художников всех времен!- И.К) 
Эта ненависть может быть настолько разрушительной, что мы оказываемся беспомощны против неё, и можем сами себя разрушить.
За что же мы себя так ненавидим? Может быть, за то, что мы ничего не стоим? Нет. Просто нас тянет вылезти из кожи вон, прыгнуть выше своей головы. Ненависть происходит от расхождения между тем, кем я мог бы быть, и тем, что я из себя представляю. И это не просто раскол. Это жестокая убийственная битва.

Мне вспоминаются и стихи В. Высоцкого на эту тему:

«Вдоль обрыва, по- над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые -
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою
На краю…».

   Власть и упорство ненависти к себе удивительны. Если попытаться найти причины её глубины, то мы найдем ярость возгордившегося Я,которое чувствует, что актуальный человек внутри него мешает ему взлететь,унижает его на каждом шагу. Эта ярость к себе имеет предельно важное значение. Ведь сколько бы человек не помыкал собой, его жизнь, и достижение той славы, к которой гонит Идеал, все равно зависит от актуального Я. Эта зависимость делает ненависть к себе более жестокой и беспощадной. 
Хуже того, ненависть к себе помогает поддерживать величие, Идеальный образ. Она состоит на службе Гордыни, гонит человека и помыкает им, заставляет стать Идеальным. Когда человек осуждает свои несовершенства, это уже говорит о том, что у него есть богоподобные нормы, с которыми он себя отождествляет.

   Удивительным кажется, что даже после того, как человек начинает осознавать ненависть к себе, он не спешит от неё избавиться, восстать против собственного ярма.Человек может продолжать упорно завышать свои и без того завышенные нормы, не позволяет себе расслабиться. Он не готов принять себя на более мягких условиях. (Какчасто мне приходится наблюдать, что призыв работать над собой, меняться многиелюди воспринимают, как установку относиться к себе ещё более жестко. То есть,ненавидеть себя ещё больше, если они не соответствуют свои божественным представлениям о себе. Люди попадают в замкнутый круг, не понимая, что внутриличностные изменения могут произойти лишь в том случае, если мы отпустим вожжи «коней привередливых», которые гонят нас на вершину славы и успеха. – И.К). 

   Ненависть к себе приводит к тому, что человек отдаляется от себя, перестает испытывать чувства к себе.Чтобы осознать, насколько он сам себя ломает, он должен хотя бы почувствовать свои страдания, пожалеть себя, проявить к себе сострадание. Он должен откровенно признать, что сам себя беспокоит и расстраивает. 
Но для этого нужно осознавать ненависть к себе. К сожалению, ненависть к себе не осознается. Периодами, в минуты несчастья, человек может вдруг ясно осознать: «Я ненавижу себя», или «Я презираю себя». Но как только несчастье проходит, человек забывает о ней.

   Однако, даже если ненависть к себе не осознается, то осознается результат ненависти к себе: чувство вины и неполноценности,чувство, что нас что-то сдавливает и терзает. Но мы можем ни в малейшей степени не осознавать, что сами терзаем себя, сами ценим себя так низко. Невротическая Гордость не позволяет нам осознавать чувство собственной задавленности. 
Ненависть к себе по всей своей сути — бессознательный процесс. В конечном счете, Гордыня отвечает за то, что человеку становится жизненно важно не осознавать ненависть к себе. Это главная причина того, что основная часть ненависти к себе выносится вовне: на жизнь, на других людей. Человек переживает этот процесс не как внутри себя, а как между собой и внешним миром. Жить с ненавистью к себе невыносимо, и чтобы ослабить внутреннее напряжение, человек разворачивает ненависть к себе наружу, и направляет её на судьбу, общественные институты или других людей.

   На историческом материале Хорни приводит пример Гитлера, который ненавидел евреев, запугивал, и обвинял их во всякой грязи, унижал, поносил публично. Он грабил их, и отнимал все, что только можно, и как только можно, лишал их надежды на будущее, и в довершение прибегал к пыткам и убийствам. В более цивилизованной и замаскированной форме выражение ненависти можно наблюдать в повседневной жизни, в семьях, или между соперниками. 

   К. Хорни выделяет шесть видов действия основных выражений ненависти к себе и их непосредственное влияние на человека. Это безжалостные требования к себе, беспощадные самообвинения,презрение к себе, фрустрация себя, мучение себя и саморазрушение. 
Остановимся подробнее на одном из них: безжалостные требования к себе.

   Требования к себе человек предъявляет, чтобы переделать себя в Идеал. Внутренние предписания образуют систему принуждения, тиранию. Когда человек не может выполнить своих предписаний, у него могут возникнуть паника или шок. 
Все фурии ненависти к себе срываются с цепи, когда он не может выполнить свои драконовские «Надо». Их можно сравнить с грабителем, который направляет револьвер на человека, говоря: «Отдавай всё, что есть, а не то продырявлю». Но вооруженный грабитель даже человечней. Ему можно уступить и тем самым спасти свою жизнь, а вот «Надо» неумолимы. Кроме того, пусть грабитель даже нас застрелит. Даже смерть кажется не такой жестокой, как пожизненное страдание от ненависти к себе. Цитата из письма одного человека: «Реальную суть человека душит невроз, чудовище Франкенштейна, задуманное для защиты. Небольшая разница – жить в тоталитарном государстве или в собственном неврозе. В любом случае всё закончится концлагерем, где вся штука в том, чтобы разрушить человека так, чтобы ему было как можно больнее».

 

 


   «Надо» разрушительны по своей природе. Они надевают на человека смирительную рубашку и лишают внутренней свободы. Цель «Надо», как и любой политической тирании – истребить индивидуальность. Они создают атмосферу, когда любые личные чувства и мысли подозрительны. Они требуют, чтобы человек беспрекословно подчинялся, и при этом даже не знал бы что подчиняется. 
Приведем в качестве иллюстрации три «Надо», которые действуют в условиях болезненной зависимости. «Я Должен быть достаточно велик, чтобы ни на что невозражать»; «Мне Надо заставить ее (его) любить меня»; «Я Должен пожертвовать абсолютно всем для «любви». Сочетание этих трех Надо действительно увековечивае тпытку болезненной зависимостью. Другое частое Надо требует от человека полной ответственности за своих родственников, друзей, учеников, подчиненных и т.д. Ему Надо решить их проблемы. Что это подразумевает? Если что-то у них идет не так, как Надо, то по его упущению. Если друг или родственник чем-то расстроен, жалуется, критикует, недоволен или хочет чего-то, такой человек сразу превращается в беспомощную жертву, чувствует свою вину, и бросается непременно все уладить. При этом неважно, на самом ли деле что-то произошло по его упущению.

   Человек может взваливать на себя задачи, губительные для всего его существования. Классический пример такого рода Надо «Преступлениеи наказание» Ф. Достоевского. Раскольников считает, что ему Надо убить человека, чтобы доказать себе свои наполеоновские качества.На самом деле, у Раскольникова чувствительная душа. Несмотря на то, что он недоволен устройством мира, ему противна даже мысль об убийстве. Но ему приходится замордовать себя до такой степени, что он становится способен его совершить. То, что он чувствует при этом, выражено в его сне о несчастной лошаденке, которую пьяный мужик пытается заставить тащить непосильно тяжелую телегу. Он по-скотски беспощадно хлещет ее кнутом и, в конце концов, забивает до смерти. Раскольников с глубоким состраданием рвется к лошаденке. 

   Это сновидение посещает его в то время, когда внутри него самого происходит страшная борьба. Он считает, что Должен быть в состоянии убивать, но это ему настолько мерзко, что он просто не може тэтого сделать. Во сне он видит ту бесчувственную жестокость, с которой заставляет сделать себя нечто невозможное, как невозможно для лошаденки утянуть воз с бревнами. Из глубин его существа поднимается сострадание к себе за то,что он учиняет над собой. Во сне он испытывает истинные чувства, ощущает себя более цельно с самим собой и решает никого не убивать. Но вскоре после этого наполеоновское Я снова берет верх, потому что в этот момент его реальное Я настолько же беспомощ­но против него, как надрывающаяся лошаденка против пьяного мужика. 

   За нарушение такого Надо на человека обрушивается ненависть к себе. Если он оказывается не таким всезнающим или выручающим каким Надо, он начинает попрекать себя. Чаще он не осознает, что нарушил приказ Надо, но ни с того ни с сего ему становится нехорошо, муторно, он чувствует тревогу,усталость или раздражение. 
Автоматически он защищает себя от осознания ненависти к себе. Он пытается смягчить тревогу приступами обжорства, запоями, беганием по магазинам. Или он может чувствовать, что стал жертвой других людей. Или будет испытывать раздражение.
Когда человек бессознательно начинает понимать, что ему не удастся жить, как Надо, он вдруг приходит в возбуждение и ударяется в дикую обиду на всех и на всё: родственники ездят на нем, шеф придирается,зубной врач изуродовал ему зубы, от анализа никакого проку и т. д.

   Он начинает требовать настоятельного внимания к себе, или чтобы ему помогали на работе, или чтобы родные оставили его в покое, чтобы ему уделяли больше времени, чтобы в школе (институте) сделали для него исключение и т.д. Если ему делают замечание, что он слишком много хочет, то его враждебность усиливается. В его оскорбительных замечаниях можно услышать такой подтекст: «Ты, проклятая дура, не видишь, что-ли, что мне и правда что-то нужно?». 

   Чем сильнее осознание того, что жить, как Надо не получится, тем сильнее потребность жить, как Надо. Может оказаться, что сам того не зная, человек понимает, что просто не сможет добиться успеха в важных любовных отношениях, что он перегрузил себя работой, и при самых больших стараниях не сможет ее сделать, что проблемы поглощают его, и он не может разогнать их с помощью усилия воли. От такого понимания, в основном бессознательного, он впадает в панику, потому что считает, что Должен быть в состоянии преодолеть все эти неприятности. 

   Часто даже смутное понимание того, что жить, как Надо не получится, может привести человека в отчаяние. Поэтому он будет делать все для того, чтобы не осознавать невыполнимость своих требований. 
И есть много путей для того, чтобы оставаться в неведении. Человек может в своем воображении представить, что живет, как Надо. Например, если «Мне Надо быть таким заботливым, поступать так то — и вот, я такой и поступаю так».
Есть и другие способы самообмана. Можно снизить порог осознания самого себя. Человек не будет осознавать своих собственных мыслей, чувств или действий. Он будет избегать осознания своих проблем. А можно вообще ощущать себя только как существо реагирующее. Это не он сам предъявляет требования к себе, это другие от него чего-то требуют. Жизнь в таком случае он воспринимает, как последовательные пинки и дергания, которые исходят из внешнего мира. Другими словами, вовне выносятся сами Надо.

   Подытожим сказанное более общими словами.Любой человек, который оказался под властью тирании, выберет средства обойти её предписания. Бессознательно он начинает притворяться, и обманывать сам себя.Это помогает сдержать волну ненависти к себе. Но одновременно это ослабляет способность человека отличить ложь от истины, и, следовательно, фактически человек все дальше отдаляется от себя и над ним властвует Гордыня. 
Требования к себе помогают личности гнать себя к Идеалу, отчуждают от себя, фальсифицируют непосредственные чувства и убеждения, и порождают бессознательную нечестность. Осознание своей неспособности исполнить требования развязывает руки ненависти к себе. Ненависть к себе становится мерой наказания за невыполнение своих Надо, то есть способом внушить человеку идею, что если он будет и дальше себя погонять и ненавидеть, то сможет стать сверхчеловеком.
Что же делать в таких условиях? Есть только два пути. Первый — признать,что требования к себе фантастические. Второй — продолжать требовать, чтобы жизненная ситуация изменилась так, чтобы ему не приходилось лицом к лицу встречаться со своей «неудачей». В возбуждении человек может выбрать второй путь, и тогда его жизнь превращается в бесконечную карусель требований.

 

 

 

 

 

   Конечно, в работе над собой очень важно осознать, что именно первый путь - понимание невыполнимости своих претензий к себе – ведет к выходу из тупика. Спрыгните с карусели. Откажитесь от фантастических требований к себе, полюбите себя, и тогда к вам придет ощущение внутренней свободы."

 

Ирина Кранк.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]