• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2012 » Август » 8

Отчет по четвертому занятию. Манипуляции: выбери свою точку отсчета. (Ратмир Саяхов)

Идут недели и меняется мир. Меняюсь я и люди вокруг. О том как это происходит на моем занятии я пишу в этом отзыве.

Как обычно по субботам с 13.00 до 16.00 мы собираемся в клубе кросс для изучения манипуляции, практики защиты и контрнападения в личном и деловом общении. 

Занятие строиться из нескольких блоков теоретических и практических:

1.     Знакомство или приветствие. На этом этапе мы знакомимся с новыми участниками, или приветствуем друг друга если наш состав не изменился

2.     Ситуации участников. Обсуждаем ситуации общения в которых мы испытывали на себе давление или манипулятивное воздействие. Об одной из таких ситуаций я писал - Моя игра с коллекторами.

3.     Теоретический блок. Виды манипулятивных приемов.

1.     Психологические приемы - приемы основанные на ограничениях и слабостях человеческой психики.

2.     Логические приемы - манипуляции, построенные на основе правильных логических рассуждений (на первый взгляд). В этих манипуляциях всегда скрыта логическая ошибка. 

3.     Организационно-процессуальные - манипуляции построенные на выборе удобных условий, выборе удачного момента для действия. Шаг делается в нужный момент и нужном месте, тогда когда жертва уже не успевает отразить манипуляцию или не может понять почему манипуляция стала возможной.

4.     Еще один теоретический блок. Группа манипулятивных приемов основанная на Контролировании входящей информации:

1.     Выдача заведомо-ложной информациии.

2.     Выдача неполной информации.

3.     Навязывание точки отсчета.

Итак. Что дает мне изучение манипулятивных приемов, почему это интересно и какую пользу мне эти знания могут принести.

  • Психологические приемы. Приемы основанные на ограниченности и слабостях человеческой психики. Например в человека в раздражении легко заманить в ловушку, его легко можно раскритиковать, легко можно обвинить в несдержанности. Другое дело, как вызвать раздражение, да еще и незаметно. Рецепт несложен: возьмите значимую идею человека, раскритикуйте её, оцените её и показательно обесценьте её. Что произойдет с человеком - ОН ПОЧУВСТВУЕТ РАЗДРАЖЕНИЕ И НАПАДЕТ НА ВАС. Но в том и дело, что вы его напрямую не касались - вы в этом случае как-будто бы и не при чем. Сразу стоит отметить что антитезисом для этой манипуляции будет спокойствие и четкое осознание своих границ - мои ценности или моя личность не может быть задета другим человеком, только я сам могу позволить другому человеку задеть себя. И эта мысль важна. Даже испытывая раздражение, даже если ваша "ахилесова пята" пробита - это ваше раздражение и вы вправе принять себя раздраженным и успокоиться или попытаться отделить себя от раздражения, впадая во все большую эмоциональную бурю. К тому же, пока манипулятор не напал на вас напрямую, он и не знает - есть ли у вас такое слабое место как раздражительность.
  • Логические приемы. Порой манипулятивные ходы: слова, замечания, жесты - внешне выглядят вполне логично. Например фраза: "Ты мне весь день не звонил. Ты меня не любишь." На первый взгляд кажется логичным. Ведь если я звоню - значит я уделяю внимание человеку, а если уделяю внимание человеку, значит возможно я его люблю. И это фраза построена логически верно. Но обратное суждение не является тождественно верным: "Если я не звоню, значит я не люблю." - второе выражение не вытекает из первого. И конечная фраза будет такая: "Если я не звоню, это не значит что не люблю." Можно отразить подобную манипуляцию и другим способом, более интересным: "Я понимаю тебе важно мое внимание, тебе достаточно попросить меня о том чтобы я побыл рядом".
  • Организационно-процессуальные. Порой для успешной манипуляции не нужно особых навыков и поисков внутренних слабостей. Достаточно выбрать нужный момент и нужное место для манипулятивного поведения. Иногда важно выбрать верное направление беседы...Поддерживай второстепенное обсуждение, "зашумляй" общую тему второстепенными вопросами и ты обесценишь позицию жертвы. Пример обсуждения:

·          

    • - Нам необходимо перевыполнить план продаж на 120% (Начальник подчиненным в отделе продаж)
    • - Да мы бы перевыполнили. Но ведь не хватает людей, да и нам постоянно мешает отдел B. Сотрудники этого отдела постоянно требуют от нас ответа на их запросы, времени много уходит. Давайте решим вопрос как нам поступить с отделом B, как ответить на их запросы. В таких условиях невозможно увеличивать продажи ( сотрудники уходят от основной темы на второстепенные вопросы, чтобы перестать прикладывать усилия как в основном направлении, так и во второстепенном).
    • Антитезис: Нарушение временных и пространственных рамок: "Мы сейчас будем обсуждать вопрос перевыполнения плана до тех пор, пока не примем решение - как мы достигнем показателя в 120%. И никто не сдвинется с места" Обсуждение второстепенных тем отводиться вопросом: "Как заданный вами вопрос относительно отдела B поможет нам выполнить поставленные задачи?."

Второй блок. Самое интересное в нем это - Навязывание точки отсчета. Группа приемов основанная на простом принципе: 

     Одна часть фразы - задание точки отсчета. Это высказывание или суждение которое априорно не подвергается критике.

     Другая часть фразы - задание окрестности выбора. Это вопрос или повторная просьба которая оставляет жертве манипуляции ощущение, что есть выбор. Эта же часть маскирует априорную верность первой части фразы.

     Примеры.

  • Петля. "Вы все еще общаетесь с нашими конкурентами?". Априорная часть - вы точно общались с конкурентами. Окрестность - общались раньше, или продолжаете делать это и сейчас. 
  • Есть еще несколько приемов, но о них подробно я не буду рассказывать здесь.

Навязывание точки отсчета может быть и очень полезным инструментом в защите. Можно взять за точку отсчета такое суждение: "Мое поведение (глупое, медлительное, обидчивое, скучное) такое же как у Льва, Огромного Самолета, Тяжелого асфальтоукладочного катка." Мы привязываем свое поведение или мышление к определенному яркому, мощному, или быстрому образу животного или техники. Что это дает? В окрестностях этих образов нет негативных характеристик. И поэтому любая привязка вашего поведения к такому образу делает ваш субъективный статус положительным и более ярким.

 

Вместе с группой мы обсуждаем то, что я прочитываю - много информации было на этом занятии, информации разбавленной примерами манипулятивных фраз и шагов. Кто-то учиться манипуляциям, а кто то учиться защите от них. Информация позволяет участникам свои принимать и реализовывать более эффективные решения, действия.

 

Я наблюдаю за участниками, которые приходят ко мне на группу и уже вижу изменения которые происходят в их способе общения. Складывается ощущение, что со мной рядом будущие или уже состоявшиеся лидеры, а мои занятия только помогают им развить свои коммуникативные навыки, которые пригодятся в будущем для достижения поставленных целей.

С моими участниками меняюсь и я. 

До скорых встреч. Ратмир Саяхов.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]