Прошёл ту часть во 2-й главе The Competitive internet service provider, где нарисован непонятный рисунок с функциями провайдера.
Каких
крупных провайдеров я знаю: LINX, Telia Sonera, CWW=Cable&Wireless
Worldwide, «КДИ»=Коммуникации для инноваций, «Ростелеком»,
«ТТК»=Транс-телеком, «Мегафон», «МТС», «Билайн», Level 3, Mnogobyte,
Globalnet и др. Какие обменники трафиком я знаю: MSK-IX, W-IX, DE-CIX.
Я
узнал, что есть тип провайдеров — Storage Service Provider. Это
компании, которые просто предоставляют свои сервера и помещения под кэш.
Например, если разместить Google Cache в Воронеже, заключив договор с
Google, то можно со всеми провайдерами Воронежской области потом
заключить договора, что они платят нам копеечку за доступ к этому Google
Cache. Смысл провайдерам в том, что весь трафик до поисковика и до
Youtube (а Google купил Youtube) будет идти не через внешние каналы, а
через пиринговые стыки (т.е. стыки с другими провайдерами одинакового
уровня, а внешние каналы — подключение к интернету через вышестоящих
провайдеров, пиринговый стык (peer) — это не доступ в интернет, это
доступ из локальных сетей одного провайдера в локальные сети другого
провайдера). Соответственно, внешние каналы будут разгружены, можно туда
загнать больше другого пользовательского трафика или купить более узкие
каналы. Также для провайдера выгода в том, что его пользователи будут
довольны — ролики Youtube будут открываться с задержкой в 1-5мс, а не
50-100мс, ведь сигналу чисто физически нужно время, чтобы до сервера
добежать, а если сервер в Америке (ну, там и промежуточные
маршрутизаторы вносят задержку, когда решают, куда отправлять пакет
дальше)?
Есть и специальные провайдеры по доставке контента —
CDN=Content Delivery Network. Это то же кэширование на серверах, но
серверов много, они географически распределены, и у CDN-провайдера болит
голова о том, чтобы организовать маршруты между ними через других
провайдеров так, чтобы доставка контента была оптимальной: то, что
нужно, туда, где нужно, с максимальной скоростью и т.д. Пример такой
крупной компании — Akamai.
В книге The Competitive Internet Provider принят такой подход описания деятельности провайдера: 1. Название. 2. Роли, например, INSP=Internet Network Service Provider, Application Service Provider. 3. Функции, т.е. какие услуги предоставляет провайдер (внешние функции) и что делает для этого (внутренние функции) 4. И кто клиенты провайдера.
По некоторым ролям у меня нет образа перед глазами, что это такое.
Вообще,
следует сказать, зачем вся эта классификация провайдеров делается. Всё
очень просто — рынок интернет-провайдеров ещё в 2000-е вступил в
«зрелую» фазу, начались слияния и поглощения. Даже крупные,
магистральные провайдеры начинают предлагать услуги конечным
пользователям. Рынок насытился, т.е. уже нет свободных, неподключенных
клиентов в крупных городах (где подключать легко). Поэтому идёт битва за
клиентов, переманивание, конкуренция возрастает. Для того, чтобы
получать дополнительный доход, провайдеры предлагают новые услуги
(например, IPTV сейчас уже повсеместно предлагают), и здорово, если в
какой-то услуге они смогут выделиться и заметно оторваться от остальных.
Вот и изучают, что за услуги есть — классификация услуг. )
Мне лично для себя не важна структура и классификация услуг провайдеров, поэтом я выпишу разные услуги подряд, плоским списком. 1. INSP=Internet Network Service Provider — это провайдеры в обычном понимании слова, они предоставляют доступ в интернет. 1.1.
ENO=End-user Network Operator — выделение реквизитов по DHCP, поддержка
DNS-серверов, прокси-сервера для кэширования веб-трафика — т.е.
вспомогательные службы для доступа в интернет. Обычно эту роль выполняют
ИТ-подразделения компаний (у корпоративных клиентов). 1.2.
AISP=Access Internet Service Provider — доступ в интернет конечным
пользователям, частным и корпоративным клиентам. Это провайдер в обычном
понимании слова. 1.3. BSP=Backbone Internet Service Provider —
магистральные операторы, которые не работают с конечными пользователями,
а предоставляют доступ в интернет AISP.
2.
Storage Service Provider. О них уже говорилось выше. Они предоставляют
свои серверы под кэш для популярных ресурсов, другие провайдеры платят
за доступ к этому кэшу, т.к. для их клиентов доступ будет быстрее, а
также доступ будет через пиринговые сети, а не через более дорогие
внешние каналы. 2.1. Это собственно Storage Service Provider. Т.е. только кэш в услугах. 2.2.
CDN=Content Delivery Network. Территориально распределённый кэш и
организация оптимального доступа к нему через сети разных провайдеров.
Akamai Technologies. 2.3. Hosting Service Provider. Предоставление
дискового пространства, ресурсов процессора и памяти на серверах,
веб-серверах и т.д. Для веб-сайтов и разных других нужд.
3. Information Service Provider. Тут услуги на Application Layer (Layer 7). 3.1.
Application Service Provider. Сюда попадут все модные веб-сервисы,
SaaS. Пример — «Контур-Экстерн», сдача налоговой отчётности через
интернет. Я думаю, сюда и серверы онлайн-игр попадут. 3.2. Retail
Provider. Это интернет-магазины, порталы госуслуг и т.п. Разные есть
модели: B2C, B2B, C2C и даже C2B (это когда цену назначают покупатели, а
продавцы могут с ней согласиться). И B2G, G2B, G2C и т.д., может, и C2G
есть. 3.3.
Content Provider. Это поисковые системы (Google, Yandex), это новостные
и развлекательные порталы (weburg.net), и новостные сайты, городские
сайты (e1.ru). Это и VoD=Video-on-Demand, т.е. Youtube. Как правило, эти
компании зарабатывают на рекламе. 3.4. Communication Service
Provider. Это предоставление услуг IP-телефонии (VoIP). А также может
быть комбинированная услуга телефонии, чата, icq, может быть, и
видеоконференций, а также факса, sms и пр. для компаний, но я с таким не
сталкивался, только с IP-телефонией сталкивался. Сюда же относятся предоставление почтовых ящиков и, может быть, отдельных почтовых серверов для компаний.
4. Support Service Provider. Всевозможные вспомогательные услуги. 4.1.
ILEC=Incumbent Local Exchange Carrier. Это Layer 2 и Layer 1 услуги
последней мили. Типичный пример — «дочки» «Ростелекома», которые владеют
оставшейся советской телефонной инфраструктурой. И они могут
предоставлять услугу своих телефонных проводов до квартир клиентов INSP,
который разместит своё оборудование (например, DSLAM) на территории их
АТС. Сейчас в чистом виде таких компаний уже, наверное, не существует. 4.2.
Long-Distance Carrier. Это сдача в аренду оптоволокна или отдельных
длин волн («лямбд») в волокне WDM. Своё волокно прокладывать долго (по
строительству и согласованиям) и дорого, а бывшие государственные
монополисты владеют построенной инфраструктурой. «Ростелеком». 4.3.
OLO=Other Local Operators. На заре появления интернета в 90-е они были
дополнением к ILEC. Те предоставляли Layer 2 и Layer 1 для доступа в
интернет, но медленно инвестировали в оборудование для Layer 3. А OLO
как раз переводили телефонные звонки модемов в доступ в интернет на
Layer 3. Сейчас они уже вымерли. А я сначала думал, что OLO — это
предоставление «последней мили» другим INSP. 4.4. IXP=Internet
Exchange Points. Эти компании предоставляют помещение, своё оборудование
и порты на нём для организации подключений провайдеров друг к другу. В
одной точке соберётся подключение множества провайдеров, провайдеры
заключат между собой пиринговые соглашения (об обмене трафиком друг с
другом), а IXP на своём оборудовании им этот обмен трафиком обеспечит.
MSK-IX, W-IX и пр. 4.5. Colocation Provider. «Колокейшн» — это услуги
предоставления помещения под оборудование клиента. Казалось бы, зачем
это? Но вместе с помещением предоставляются электроэнергия (с
резервированием электропитания) и охлаждение. Т.е. это не простое
помещение, а место в ЦОД. 4.6.
Financial Service Provider. Это услуги биллинга, т.е. учёта
потреблённых ресурсов в соответствии с тарифом, приёма платежей. Сюда
относятся всевозможные платёжные терминалы Qiwi, а также я понимаю, что
это что-то вроде ЕРЦ, но нет житейского образа услуг именно по учёту
потреблённых ресурсов в ИТ. Обычно же биллинг провайдеры делают сами. 4.7.
Consulting Service Provider. Это консалтинг и системная интеграция для
провайдеров. Результатом консалтинга является отчёт с рекомендациями.
Результатом системной интеграции является внедрение ПО и оборудования. 4.8.
Network Component Service Provider. Сюда авторы книги отнесли
производителей оборудования и ПО. O_o В пример приводят Cisco и Oracle. Я бы от себя добавил ещё: 4.9.
Call Service Provider. Колл-центры, т.е. помещения, оборудование, ПО,
телефоны и штат сотрудников для приёма и обработки звонков.
Уже
понятно, что перечисленными услугами варианты возможных услуг
провайдеров не исчерпываются. Книга 2006 года, да и рынок динамично
развивается.
Это просто перечень некоторых услуг провайдеров, для расширения
кругозора и систематизации взгляда. Почему-то не хотел записывать
структурировано, а получилось.
Ну и клиенты, понятно, что они бывают: 1. Частные клиенты. 2. Корпоративные клиенты (коммерческие компании и государственные и муниципальные, и прочие некоммерческие организации).
Вот такой обзорчик. Дальше в книге идёт разбор 10 известных компаний по приведённой схеме оказания услуг, его переписывать на буду. |