• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2013 » Сентябрь » 14

Тонкости коммуникации: модель четырёх ушей.(Наталья Бочковская)

Тонкости коммуникации: модель четырёх ушей.

 

 Мы часто удивляемся, что вроде бы рассказали человеку «чёрным по белому» что к чему, а он нас всё равно не понял. Или же понял, но как-то превратно.

Просто разговаривать или объяснять никогда не получается.

Спроси у четырёх слушателей о содержании речи оратора, и тебе перескажут четыре отличные друг от друга версии. (Поэтому детективы относятся подозрительно к разным свидетельским показаниям, которые повторяются слово в слово:-)) 

Если вы ещё ничего не слышали о знаменитой модели «Четырёх ушей» немецкого психолога Фридемана Шульца фон Туна, вам будет интересно узнать, где обычно кроются проблемы коммуникации – почему мы так часто слышим, но не понимаем друг друга.


По Шульцу фон Туну каждый из нас воспринимает информацию по одному (или нескольким) из четырёх каналов (слышит каким-то одним из 4х ушей, но никогда всеми четырьмя). Т.е. любая информация может иметь как минимум 4 уровня интерпретации.

Мы можем понимать сказанное

-на объективном (функциональном) уровне,

-на эмоциональном (когда мы соображаем, как человек к нам относится),

- как призыв к действию

- пытаться анализировать, что собеседник сообщает о себе.

В зависимости от того, какой канал у нас настроен более тонко, мы и воспринимаем то, что слышим в разговоре. 

Я так поняла, что эти «уши» срабатывают по-разному и в зависимости от ситуации.

Например, если мне говорят, что у меня ошибка в тексте, я её  исправляю, потому что воспринимаю информацию на  функциональном уровне. У меня нет впечатления, что собеседник хотел продемонстрировать своё превосходство или как-то оскорбить меня. Здесь у меня срабатывают два уха: ухо призыва к действию (исправить ошибку) и функциональная информация (наличие ошибки). 

А вот если соседка приходит ко мне и рассказывает, что мой сын баловался у неё в гостях, я всё же больше прислушиваюсь ухом эмоциональным (лжёт человек или говорит правду, настроен ли глобально позитивно и т.д.)

и ухом, которое анализирует его картину мира (что она хочет сообщить мне о себе и своей позиции). Здесь мне в общем-то всё равно, к чему она меня призывает по отношению к моему ребёнку, и что он действительно там испортил (увы – это дети, они все такие и вечно что-то ломают в гостях). 

Говорят, что метод Шульца фон Туна очень помогает на рабочем месте – в коллективе. Потому что когда ты точно распознаёшь, на какой волне вещает собеседник, с большой вероятностью можно оценить без погрешностей, что он от тебя хотел и как его понимать. То же самое относится и к оратору. Потому что если ты говоришь с человеком по делу, т.е. на функциональном канале, а он скорее оценивает, как ты к нему относишься, – супа не сваришь.


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]