- 03.12.2014
- 2049 Просмотров
- Обсудить
Изучали психологию конфликта. Казалось бы – теоретически все знаешь. Ан, нет: как будто недостающие кирпичики встают на свои места и все становится структурно понятным.
Хочу с вами поделиться этими «кирпичиками».
Конфликтная ситуация начинается с инцидента. Но инцидент – не предмет конфликта, не причина. Это ПОВОД! А предметом/причиной могут быть только значимые ценности.
И наша задача – понять именно причину. Понять предмет конфликта – значит, иметь предпосылку для его конструктивного решения.
Как мы ведем себя в конфликте? Чаще всего – автоматически. Т.е. мы ощущаем угрозу нашим ценностям. А в состоянии угрозы автоматические реакции какие?
Правильно: нападай/защищайся! Этому учиться не надо. Это в нас заложено природой. В обычной жизни наши инстинкты отодвигаются, а вот в конфликте они «просыпаются».
Поэтому так трудно менять свое поведение, т.к. оно инстинктивно. Но это, к большому сожалению, деструктивно. Конфликт примет затяжной характер и может привести к разрыву значимых для нас отношений.
А вот конструктивным навыкам – учиться надо. Они не инстинктивны. Всем конструктивным навыкам надо учиться (как мы это и делаем, придя в КРОСС: учимся новому для себя поведению).
Какие это навыки? Первое, надо постараться занять открытую позицию самому и стараться, чтобы и другая сторона заняла открытую. Что она собой представляет, эта открытая позиция? Человек открыто проговаривает, чем он недоволен, чего хочет, чего добивается. Поняв друг друга, намного легче найти конструктивное решение.
Бывает, что угроза одной стороной придумана. Ведь человек реагирует не на объективное положение вещей, а на свои представления о них. Но придуманная угроза все равно ощущается человеком как реальная. И тогда представления участников конфликта могут никак не пересекаться. В этом случае деструктивный вариант развития ситуации наиболее вероятен.
Что делать? Сближаться. Набраться терпения. Главное, чтобы это было интересно/важно обеим сторонам.
Наука конфликтология описывает ТАБУ, то, как нельзя себя вести в конфликте.
Итак:
-
Нельзя рассматривать в конфликте все только со своей позиции.
-
Нельзя автоматически приписывать другой стороне самые плохие намерения.
-
Нельзя раздражаться, кричать, нападать.
-
Нельзя одновременно предъявлять партнеру МНОЖЕСТВО претензий. Сосредоточьтесь на одной проблеме.
-
Нельзя зацикливаться на своей позиции. В центре внимания – не позиция, а ПРОБЛЕМА, КАК её решить.
Желаю вам наработать конструктивные навыки поведения в конфликтных ситуациях!
И тогда конфликты станут реальными процессами развития для нас и наших партнеров.
С вами была Галина Шилова,
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.