• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Октябрь » 20

«Страх перед сценой» по Карен Хорни».

Через две недели у нас в КРОСС-Тюмень состоится двухдневный семинар «Ораторское мастерство», на субботних занятиях мы уже месяц разбираем эту тему, выполняем упражнения, изучаем теорию. И ведь многие (в том числе и я) волнуются, хотя, казалось бы, что страшного выступить перед не большой знакомой аудиторией?… Я говорю, что волнуюсь и хочу всем понравиться, но даже это не помогает. Параллельно читаю работу Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление». И нахожу ответы на свои вопросы…

«Страх, тревога, паника могут быть реакциями на унижение или в предвидении его. Страшные предчувствия могут касаться экзаменов, публичных выступлений, появлений в обществе, свиданий; в таких случаях его обычно называют «страхом перед сценой». Это хороший описательный термин, если мы используем его метафорически, для обозначения некоего иррационального страха, предшествующего публичному или частному «спектаклю». Он включает ситуации, в которых мы или хотим произвести хорошее впечатление (например, на новых родственников, на важное лицо, да даже на официанта в ресторане), или начинаем что-то новое, беремся за новую работу, принимаемся рисовать, отправляемся учиться на оратора. Те, кого мучает этот страх, часто говорят о нем, как о страхе перед неудачей, позором, насмешками. Кажется, что это как раз то, чего они боятся. Тем не менее, не стоит идти этим путем, потому что он ошибочно предполагает рациональный страх перед реальной неудачей. Он оставляет в стороне факт, что неудача – вещь очень субъективная. «Неудачей» может быть любая неполнота славы или совершенства, и предчувствие такой возможности – самая суть мягких форм «страха перед сценой». Человек боится выступить менее великолепно, чем требуют его Надо, а потому боится, что пострадает его гордость. Есть и более тяжелая форма этого страха; при ней бессознательные силы, управляющие человеком, блокируют его способность к самому акту выступления. Страх перед сценой – это страх человека, что из-за своих саморазрушительных тенденций он будет смешон и неловок, забудет текст, «захлебнется» и покроет себя позором вместо победной славы».

«Невротик создает искусную систему избеганий в надежде обойти будущие угрозы для его гордости. Это автоматический процесс. Он не отдает себе отчета, что хочет избежать чего-либо, потому что это может ранить его гордость. Он просто избегает этого, часто даже и того не осознавая. Процесс этот касается и деятельности, и отношении с людьми, и может стать препятствием для реалистических стремлений и усилий. Если он захватывает большие области, то фактически калечит человеку жизнь. Человек не начинает никакого серьезного дела, отвечающего его дарованиям, из страха, что ему не удастся дойти до самой сияющей вершины успеха. Он хотел бы стать писателем или художником, но не осмеливается начать. Он хотел бы поухаживать за девушками, но вдруг они отвергнут его? Он не осмеливается путешествовать, чтобы не попадать в неловкие ситуации с администраторами гостиниц и носильщиками. Или он осмеливается ходить только туда, где его хорошо знают, чтобы не почувствовать себя пустым местом рядом с незнакомыми. Он бежит от общества, чтобы не быть там неловким. В итоге, в соответствии со своим экономическим положением, он или ничем не занимается, или выполняет посредственную работу, жестко ограничивая свои расходы. Во многих смыслах он живет ниже своих возможностей. Со временем ему уже становится необходимо отходить от других все дальше и дальше, потому что он не может взглянуть в лицо факту, что плетется в хвосте своей возрастной группы и, следовательно, избегает сравнений и вопросов о своей работе. Чтобы как-то выносить свою жизнь, ему необходимо тверже окопаться в своем вымышленном мире, в мире фантазии. Но поскольку все эти меры только прикрытие, а не лекарство для его гордости, он может начать взращивать свои невроз, потому что Невроз (с большой буквы) становится его алиби, оправданием отсутствия достижений».

Поэтому многие и избегают быть в центре внимания… «Избегание может относиться к различным специфическим вещам. Кто-то избегает публичных выступлений, кто-то – спорта, кто-то разговоров по телефону. Если рядом есть другой, чтобы позвонил, принял решение или поговорил с квартирной хозяйкой, пусть он это и сделает. Наиболее вероятно, что в таких конкретных вещах человек осознает свое увиливание, но в более широких областях оно часто затуманено установкой «Я не могу» или «Мне все равно».

Читаю книги и удивляюсь, ведь всё давно описано… «О! Это про меня. И это про меня…» Один человек в ответ на то, что я занимаюсь у Литвака, сказал: «Зачем изучать психологию? Гораздо интереснее просто жить и делать самому открытия и выводы»… Но ведь когда знаешь, как устроен мир всё гораздо понятнее и проще. Если нравятся лошади, человек ведь учится, как правильно с ними обращаться, изучает их повадки, привычки, а общается человек с другими людьми и ничего о них не знает, а о себе и того меньше. И как сказала Хорни (не дословно) «Главная задача современной психотерапии познакомить человека со странным незнакомцем – с самим собой». И, конечно, сложно учиться говорить, сложно узнавать себя, сложно преодолевать свои страхи. Но, как говорит М.Е. «Главное не торопиться, но и не останавливаться»…

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]